+375 (17) 217-00-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83
  • Хочешь быть счастливым, успешным и высокооплачиваемым ― стань бизнес-тренером!

Хочешь быть счастливым, успешным и высокооплачиваемым ― стань бизнес-тренером!

16.02.17г.
Рубрика: Бизнес-образование Направление: Личная эффективность

Жанна Завьялова, автор и ведущая Школы бизнес-тренеров, разработчик авторских тренинговых программ, генеральный директор Академии Живого Бизнеса, кандидат психологических наук рассказывает о том, как и для чего создавала свою школу, а также о качествах, необходимых для работы бизнес-тренера. 

― А что это за профессия бизнес-тренер?

Ж.В. Это новая профессия, раньше ее не было, ведь, по статистике 1987 г. даже психологов на весь СССР было всего 5 тысяч. А почему эта профессия была такая дефицитная? Потому что психологи обладают тайными знаниями о секретах устройства человека. А если человек будет знать, как он устроен, его самосознание растет, его умение строить свою жизнь, пользуясь всеми возможностями, совершенствуется. Тогда, естественно, таким человеком труднее управлять. А бизнес-тренер обладает знаниями управления группой людей (Даже не знаю, можно ли об этом говорить?.. смеется). Хотя, в 2017 г. все понимают, что умение управлять собой, своим временем… и группой становится преимуществом.

Эта профессия пришла из Америки и Европы. И хотя они нас опередили на несколько десятилетий, даже там спрос на эти услуги все время превышает предложение. Точно так же и в России, потребность в этой профессии растет, и она высокооплачиваема. Даже выпускники Школы в России могут рассчитывать найти работу на более выгодных условиях. Прогноз, что и в Беларуси все будет складываться также, потому что такова общемировая тенденция. Эта профессия будущего, и если человек стремится к развитию, ему интересен он сам и люди, то это счастливая профессия. Как говорят китайцы: Хочешь быть счастливым всю жизнь ― стань садовником. А здесь, перефразировав пословицу, сформулируем для людей активных, драйвовых, современных: Хочешь быть счастливым, успешным и высокооплачиваемым ― стань бизнес-тренером! Я сама очень люблю эту профессию, поэтому я эту Школу создала.

― Что общего у подготовки бизнес-тренингов с педагогикой?

Ж.В. Школа не имеет ничего общего с педагогическим наследием советского образца. Бизнес-тренинг использует методику интерактивного обучения. Вообще у меня есть идея создать в России некоммерческий проект: школу, в которой детей будут обучать школьным предметам (химии, физике и т.д.), используя тренерскую методику через игровой подход. Это даст возможность в 3 года упаковать десятилетку. Потому что за счет тренерской методики и технологий идет ускорение, а бизнесу как раз это и нужно, как известно, время ― деньги. Это принципиально иная методика ― интерактивное обучение. А главное ―  дети в такой школе будут счастливы.

А вообще применение знаний проведения бизнес-тренинга в педагогике ломает привычную систему. У меня учились вузовские преподаватели, которые уже на 2-й сессии говорили: Вы знаете, что для других преподавателей наши умения ― это удар ниже пояса. Потому что в нас так влюбляются студенты, что считают нас кумирами и других преподавателей не признают.

― Вы предвосхищаете время?

Ж.В. (Смеется) Не я, это до меня существовало. Знания, которые были направлены на войну: максимально быстро все выучить о враге, и когда тебя забросят в тыл, быть там максимально эффективным. Когда закончилась Вторая мировая война, то началась конверсия не только производства, но и знаний, которые стали применять в бизнесе. Люди на этом зарабатывали большие деньги. Когда Советский Союз развалился, железный занавес упал, все эти знания пришли в Россию. И наши психологи начали этому учиться. Вот оно живет и здравствует.

Почему бизнес-тренинги такие дорогие? Потому что ментальность людей меняется. Раньше комиссары проводили идеологию партии. А теперь бизнес-тренер, обучая определенным навыкам или товару, делает людей лояльными к своей компании, и они испытывают воодушевление и выкладываются на полную. Этим технологиям можно обучить, это передаваемо. И в короткие сроки. Вот в чем ценность!

Можно услышать от, например, представителей, торгующих сырьем для химического производства, утверждения: Нам не нужно готовить внутренних бизнес-тренеров, нам это ни к чему, есть продукт, его цена, особенности и преимущества ― этого достаточно.

Насколько применимы техники и инструменты, приобретаемые в Школе бизнес-тренеров Жанны Завьяловой, на семинарах о продуктах?

Ж.В. Чаще всего подобные семинары проводятся в виде лекций, особенно, семинары в Ритейле, где огромное количество наименований, порой насчитывающих несколько тысяч.

Как там строится обучение продукту? Отдел закупок или главный специалист, разбирающийся в специфике товара, приходит к продавцам и рассказывает о товаре, все остальные слушают и записывают. В итоге, у слушателей больная голова, очень скоро внимание рассеивается, они мало что запоминают. А ведущие семинара хорошо знают ассортимент, но не умеют подать материал, чтобы люди легко его запомнили и влюбились в свой товар. Есть такая закономерность, что если продавец не любит свой товар или считает его не самым лучшим, то и продавать его будет плохо.

Мною написана книжка «Ассортимент товаров» ― методическое пособие для продуктовых тренеров, в ней говорится, как из скучной лекции сделать очень интересный тренинг. Главная цель ― обучить только тому товару, от которого компания получает основную маржу (как правило, это основной ассортиментный ряд) и влюбить в него, а остальное дается в качестве домашнего задания, чтобы продавцы сами выучили, а когда они замотивированы, они обязательно выучат.

Мой опыт, в частности работы с компанией «Комус» (прим. Крупный поставщик канцелярских товаров), показывает, что там очень сильно держались за опытных продавцов, много им прощали, мирились с некоторыми выходками, грубостью, только потому, что те хорошо знали товар. Руководители говорили: А кем мы их заменим, если эти продавцы проработали 3-4 года, а такое количество наименований новичок не выучит?!

По нашей методике мы создали школу продавцов, где за 6 дней обучали и ассортименту, и работе на спецпрограмме, и технике продаж, и работе с возражениями. В итоге директора магазинов принимали у них экзамены, если им не нравился продавец, они его в свой магазин не брали. У нас брали всех обучившихся без исключения. Кроме того, через 2 месяца работы Школы, директора магазинов поняли, что им лучше распрощаться с опытными, но непродуктивными продавцами, потому что на самом деле, даже огромный ассортимент можно легко выучить. Есть методики, когда продавцы быстро выучивают свой товар ― это тренинги. А я учу, как проводить тренинги.

― Каким компаниям в первую очередь необходимы внутренние бизнес-тренера?

Ж.В. Компаниям от 300 человек и где наблюдается повторяемость. Например, тот же Ритейл. Берем продавцов, особенно в сети магазинов: кого-то повышают в должности, кто-то уходит, т.е., есть текучесть кадров, там мы все время учим людей одному и тому же ― нужен внутренний бизнес-тренер. В тех же ресторанах, где низкий сервис, чтобы не было потери клиентов, нужны тренинги, чтобы обучать с ними работать, передавать определенные знания. И не только в продажах нужны тренинги, но и в закупках, маркетинге и других сферах бизнеса.

― Получается, что Ваша Школа универсальна?

Ж.В. Да, я даю методику обучения взрослых людей, а в самом содержании тренингов я учу, как писать тренинги. На выходе выпускники Школы пишут собственные тренинги: банковские тренеры для банков, Ритейл для розницы, кто работает с руководителями, тот пишет программы для менеджмента и т.д.

― Предположим, компания N ищет внутреннего тренера. Как сформулировать грамотный запрос при поиске такого специалиста? Закончите, пожалуйста, объявление: Требуется бизнес-тренер…

Ж.В. Специалисту немаловажно понять, кого он будет учить и чему? Поэтому ключевые слова: обучение продавцов розничных магазинов чему …товару, продажам, работе с клиентами и т.д. Далее показатель ― опыт. Вам нужен тренер с опытом или без? Чем более опытный тренер, тем он дороже, а без опыта, если вы можете его научить, то он более гибкий и таких больше выбор.

Только не пишите: опыт работы 2-3 года. Потому что опыт бизнес-тренера сопоставим с часами налета у летчиков, он ведь мог и один тренинг в год провести… Опыт таких специалистов измеряется тренинговыми днями. Каждый тренинг может быть и пятичасовой, и пятидневный. Это нужно учитывать.

― А важны ли человеческие качества для тренера?

Ж.В. Да. Важны.

― И какие? На что мы обратим внимание при подборе специалиста?

Ж.В. Моей Школе в Москве уже более 8 лет, выпускников насчитывается около 600, и я вижу, кто становится тренером, а кто нет.

Первый момент ― если у человека присутствует интерес к другим людям, и второй момент ― это отсутствие коммуникативного барьера: страхи публичных выступлений, критики, которые парализуют человека. Мотивация достижения результата другим человеком тоже очень важна.

― Кому бы Вы не рекомендовали быть бизнес-тренером? Все, что Вы перечислили положительное, только с частицей НЕ…?

Ж.В. Нет, это другое! Бизнес-тренер ― это тупиковая профессия для тех, кому важен карьерный рост. Тренер постоянно совершенствуется в мастерстве, становясь все больше профессионалом. Это не управленец, потому что при управлении группой его цель не стать над всеми, а создать условия максимально эффективные для каждого человека, это как помощь. А, если человеку нужна карьера, он стремится управлять другими и любит власть. Эти качества не бизнес-тренера.

― Вы писали, что Школа бизнес-тренеров в Москве продвигается сама, ей не нужна реклама. За счет чего?

Ж.В. В России особенно помогла книжка, которую я написала. Люди ее читали, звонили по указанным на ее страницах телефонам, писали письма на почту, а желающие записывались в Школу. Когда люди читают что-то нужное для них и видят, что они могут это действительно применить, плюс там есть нечто эмоционально заряжененное (жизненные истории, личные фото тренера, позитивные фотографии) ― у них возникает симпатия, они видят пользу для себя и понимают, зачем это нужно.

А перед выходом книги я много выступала на конференциях, заседаниях клубов HR, публиковала в журналах полезные и интересные статьи. Моя цель была не пиарить себя и свою Школу, а рассказывать что-то очень важное для аудитории. У них возникал интерес ко мне как к профессионалу, а дальше работало сарафанное радио.

― А какие выгоды приобретает бизнес, отправляя специалиста на обучение в Школу?

Ж.В. Кроме уже сказанного выше, добавлю. С помощью тренинга формируется общее понятийное поле, которое очень облегчает взаимодействие в коллективе и экономит ресурсы. Особенно это важно в бизнесе, где ценят время, т.к. ― это живые деньги.

― Ваши впечатления от первой сессии в Минске?

Ж.В. Мне очень понравилась группа: и душевные, и активные, все сотрудничали. С ними очень приятно было работать.

― А были ли в Вашей многолетней практике группы, с которыми было некомфортно?

Ж.В. Нет, то ли мне везет с людьми, то ли я так изначально настроена. Но иногда бывает своя специфика, например, люди чего-то бояться. А здесь была теплая, конструктивная атмосфера.

 

Всех желающих овладеть профессией бизнес-тренера мы приглашаем на I сессию Международной школы бизнес-тренеров ICBT «Управление групповой динамикой».  I сессия стартует уже 6 апреля!

 

вернуться к публикациям
Комментарии (0)
Войти как

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ