+375 (17) 323-66-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83

Управление эмоциями

01.09.18г.
Рубрика: Командообразование, Бизнес-образование Направление: Личная эффективность
Управление эмоциями − важный навык для всех цивилизованных людей. Эмоциональные реакции являются неотъемлемым явлением и сопровождают нас в течение всей жизни: на работе, дома и в обществе. Они активируют определенные модели поведения и влияют на все социальные процессы. Сталкиваясь с разрушительным эффектом отрицательных психологических реакций в спорных и конфликтных ситуациях, большинство людей стараются их подавить и жестко контролировать. Но такое поведение может привести к неврозу. Важно научиться управлять эмоциями, сделав их адекватными реальной жизненной ситуации.

Под управлением эмоциональными реакциями ошибочно понимают подавление, блок. Но на самом деле это умение грамотно задействовать эмоции, задать им правильное, полезное направление. Практически каждый взрослый человек может контролировать свое поведение, но совершенно не способен преобразовывать и сублимировать собственные реакции. Грубое обрезание реакций приводит не только к потере естественного самовыражения и психическим проблемам, но и становится причиной многих заболеваний.

Менеджмент эмоций и эмоциональный интеллект − что это и как помогает в работе

Под эмоциональным интеллектом (EQ) понимают способность человека правильно распознавать эмоции, считывать информацию, управлять реакциями и грамотно использовать их в различных ситуациях. Возникает логичный вопрос: причем тут менеджмент?

С эмоциями связаны многие вещи в нашей жизни. Каждое принимаемое решение проходит оценку EQ, насколько оно нам нравится и соответствует личностным ценностям. Кроме того, реакции оказывают влияние на эффективность работы. Сможете ли вы проверить сложный финансовый отчет, находясь в состоянии восторга? Или разработать новый продукт, пребывая в печали? Усилиями воли − да, но на работу придется потратить гораздо больше времени и сил. Поэтому эмоциями нужно управлять: научиться вызывать правильные реакции для решения определенных задач и избавляться от тех факторов, которые мешают в конкретный момент. Чем выше занимаемая должность, чем серьезнее ответственность, тем важнее становится развитие эмоционального интеллекта.

Далеко не все менеджеры и руководители осознают важность развития эмоционального интеллекта. Опыт зарубежных стран показывает, что только через развитие EQ команды можно сделать компанию более успешной. Первой организацией, внедрившей программы по обучению эмоциональной компетентности, была American Express. После прохождения программы почти у 90 % сотрудников повысилась эффективность работы.

Умение управлять реакциями крайне важно для руководящего звена. Развивая эмоциональный интеллект, можно повысить не только собственную эффективность, но и продуктивность работы сотрудников. Начинать лучше с анализа: распознавания и понимания эмоций, а также причин, их вызвавших. Форма анализа может быть любой. Самым простым и показательным является ведение дневника: в течение недели каждые 2 часа фиксировать свое эмоциональное состояние и причину, которая привела к нему. В конце дня следует проанализировать: что вызвало те или иные эмоции, удалось ли справиться с ними и как данные реакции повлияли на эффективность работы. Через некоторое время сформируется навык, и надобности в письменном учете уже не будет.

Как управлять чувствами и эмоциями

  • Снизить уровень стресса. Он является основной воронкой, забирающей энергию и истощающей нервную систему. Пребывая в хроническом стрессе, невозможно работать над эмоциями: на это просто не хватит сил. Определите источник стресса или обратитесь к специалисту, чтобы справиться с ним. Работает и простой, но не теряющий актуальности житейский совет, – проще относиться к происходящему и сохранять оптимизм.  
  • Проанализировать, какие эмоции являются самыми продуктивными: помогают справиться с определенными задачами.
  • Научиться вызывать те реакции, которые необходимы в конкретный момент. Процесс разбивается на два взаимосвязанных этапа. Сначала следует устранить эмоцию, испытываемую в настоящее время. Для этого надо нивелировать или изменить причину, которая привела к реакции, либо проанализировать ее и спокойно принять ситуацию. Далее – настроить себя на определенную эмоцию. Например, вызвать в памяти воспоминание, для которого она характерна. Хорошо работает инструмент так называемой морковки. К примеру, вам предстоит не самая приятная работа. Перед тем как приступать к ее выполнению, подумайте о занятиях, которые вы делаете с удовольствием, вспомните эмоцию, испытываемую в тот счастливый момент. Приступайте к заданию, оставив впереди время для любимого занятия. Для закрепления положительной реакции следует планировать день таким образом, чтобы приятная деятельность действительно следовала за обязательной работой. Это будет мотивировать.

Проводятся специальные тренинги, позволяющие тренировать эмоциональный интеллект. Такой подход очень эффективен: можно попробовать разные инструменты, получить обратную связь и оценку со стороны.

Что касается управления эмоциональным состоянием других людей, например, подчиненных, это возможно только за счет контроля над собственными ощущениями. Настраивайтесь на нужные реакции до совещаний, важных встреч и переговоров: подумайте, с каким настроением должен прийти оппонент, чтобы задача была решена. Тем самым можно вызвать аналогичную эмоцию и у собеседника.

Способы управления эмоциями

Разные подходы психотерапии (психоанализ, психодрама, гуманистический, когнитивно-поведенческий методы) раскрывают способы управления эмоциями. Самой эффективной считается когнитивно-поведенческая психотерапия, которой отдают предпочтение крупные компании.

Активно используется формула эмоционального реагирования Павлова:

 

S → K → R = C,

 

где S − запускающая ситуация,

K − когнитивная оценка,

R − реакция,

C − последствия ситуации.

Рассмотрим простой пример. Вы купили дорогой билет на самолет, опоздали на регистрацию (S) из-за нерасторопности водителя такси (K), поэтому испытываете негодование (R). Зарекаетесь больше не пользоваться услугами такси и в негативном ключе рассматриваете последующие поездки (C). А если вы узнаете, что тот самолет потерпел крушение? Ход мыслей кардинально поменяется: вы будете благодарны водителю такси, который опоздал (K), и эмоциональная реакция (R), как и последствия ситуации (C), будут другими. Следует простой вывод, что для изменения реакций необходимо всего лишь контролировать когнитивную оценку происходящего. Мысль возникает до эмоции, порой даже не осознается до конца, но запускает цепочку реакций.

У каждого человека есть глубинные убеждения, связанные с привычными способами реагирования на происходящее. Они являются источниками мгновенных и не всегда осознанных трактовок происходящего. Проанализировав ситуацию и пересмотрев свой взгляд на нее, можно изменить собственную реакцию и спрогнозировать другой исход. Когнитивно-поведенческий подход подразумевает отказ от автоматизмов и самостоятельное нахождение альтернативной трактовки ситуации в положительном, неагрессивном свете.

Контроль над мыслями и установками используется практически во всех психологических техниках.  Повысить осознанность можно собственными силами: подумайте, что вызвало отрицательную реакцию, осознайте и адекватно оцените текущее состояние и испытываемые чувства. Вернитесь в предыдущее состояние, найдите ресурсную реакцию и мысленно внесите ее в выбранное состояние. Вы научитесь переходить из неконтролируемой злости в спокойное состояние и уже в нем использовать отрицательную энергию по выбранному назначению.

Эмоциями можно управлять через тело (глубокое дыхание, мышечное релаксирование), поскольку телесные состояния связаны с реакциями очень тесно. Хорошо работают упражнения через воображение: нужно визуализировать желаемую картинку, нарисовать эмоцию на листе бумаги и сжечь ее.

Навык управления над эмоциями важен каждому человеку, а для руководителей, управленцев и бизнесменов является ключом к успеху. Высокий уровень эмоционального интеллекта – важная составляющая эффективности, приравненная к умственному интеллекту. Но развитие EQ требует постоянной работы над собой. Если сегодня вы виртуозно управляете своими эмоциями, а потом полгода не пользуетесь данным навыком, он ослабнет или будет утрачен. Эмоциональный интеллект – это, как мышцы, которые нужно все время держать в тонусе.

вернуться к публикациям
Комментарии (0)
ещё комментарии
Войти как

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ