+375 (17) 323-66-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83

Ученье - свет. И конкурентные преимущества

09.03.15г.
Рубрика: Бизнес-образование

Белорусский рынок бизнес-образования переживает не лучшие времена. Многие компании - потенциальные заказчики, стремясь снизить издержки, в первую очередь урезают расхорды на обучение и развитие персонала. Между тем, в кризис именно дополнительные знания дают конкурентные конкурентные преимущества и повышают эффективность компании на рынке.

В последние два года белорусский рынок бизнес-образования развивался довольно активно в основном за счет появившихся новых игроков, в том числе из России. Но даже с учетом «новичков», у рынка был большой потенциал к росту. По исследованию, проведенному Александром Мудриком, директором по персоналу ГК «Алютех», в нашей стране в год требуется обучать 28 тысяч человек, в то время как существующего предложения на рынке услуг бизнес-образования в 4,3 раза меньше! Но и при такой относительно небольшой конкуренции качество услуг постепенно росло, появлялись новые форматы обучения. Емкость рынка очного бизнес-обучения оценивалась в $6,5 млн. в год. Но на этом положительные моменты заканчиваются. И если негативные тенденции в экономике в последние месяцы 2014 года в целом на рынке бизнес-образования никак не отразились, то сейчас все игроки с тревогой смотрят в будущее.

На данный момент можно выявить несколько трендов, которые начинают определять развитие рынка образовательных услуг в нынешнем году. В первую очередь - это переход рынка к сегментированию клиентов и продуктов. Как отмечают эксперты «Дела», в последние годы значительно снизилась популярность обучения по общим программам - все хотят получить узкоспециализированные знания и инструменты.

Кроме того, работодателей сейчас интересуют прикладные программы, которые дают быстрый и нужный навык по разработке стратегии, управлению оборотным капиталом, дебиторской задолженности, работе с клиентами и т.д. То есть, им нужны практические инструменты и методики, позволяющие вывести компанию из кризиса.  Еще одна тенденция - акцент на местный опыт. Руководители предприятий хотят, чтобы программы обучения для их сотрудников были максимально приближены к белорусским реалиям. Они хотят видеть примеры из практики белорусских предприятий, знать, как конкретные компании выходят из тех или иных ситуаций, какие у них были успешные и ошибочные ходы.

Еще один важный тренд - создание программ для собственников, фокус на проблемах, которые у них уж имеются. «Есть такое социологическое понятие - общество без стариков, так вот наше бизнес-сообщество - общество без стариков, - говорит Наталья Макаева, первый заместитель директора Бизнес-школы ИПМ, Директор программы Executive MBA. - У нас пока только первое поколение проживает весь опыт становления бизнеса. И, например, как уйти на пенсию, будучи владельцем бизнеса, как передать дело детям или профессиональному менеджменту, как закончить бизнес - мы не знаем. Думаю, что трендом будет развитие и предпринимательских программ».

СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ

Как считают эксперты, кризис расставит приоритеты и в востребованности образовательных программ. Лидирующие позиции в корпоративном обучении займут активные продажи и программы, повышающие эффективность руководителя.

Особый интерес уже сейчас вызывают программы личностного роста в самых разных вариациях. Правда, как отмечают эксперты «Дела», качество их зачастую оставляет желать лучшего.

Стабильно востребованы будут самые авторитетные программы бизнес-образования - МВА, что неудивительно, поскольку подготовка по ним ведется в считанных школах и белорусский рынок все еще нуждается в специалистах такого класса.

Что касается формата, то здесь будет превалировать очное и достаточно краткосрочное корпоративное обучение, «заточенное» под определенные нужды компании, спрос на программы открытого формата, по прогнозам экспертов, немного снизится.
«На второй план отойдут массовые мастер-классы и семинары, ведь они, по сути, не являются образовательными», - говорит Ирина Лыскович, директор БИЗНЕС-ШКОЛЫ XXI ВЕК-КОНСАЛТ, председатель Ассоциации развития менеджмента.

Не предвидится роста и у популярного на Западе дистанционного образования, которое у нас пока особым спросом не пользуется. Как считают эксперты, в этом «виноваты» небольшие расстояния между городами, когда на обучение проще приехать в командировку, а также отсутствие качественно-разработанных программ на русском языке.

«Онлайн-обучение, безусловно, займет свою нишу на рынке. Но оно больше подойдет для стартового уровня. Уже для среднего уровня менеджмента его эффективность резко падает. Им, как и топ-менеджменту предприятий нужно непосредственно общаться с тренером и коллегами и решать конкретные задачи», - говорит Максим Поклонский, консультант, тренер, научный руководитель бизнес-школы «Капитал».

При этом смешанное обучение - объединение очных занятий и онлайн подготовки - уже сегодня стало трендом в образовании.

«Смешанное обучение позволяет резко повысить качество: за одинаковое количество часов можно получать гораздо более высокий эффект в усвоении знаний», - говорит Н. Макаева.

5 ПРАВИЛ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫБОРА

Понятно, что в кризис у заказчиков образовательных услуг существенно изменятся подходы к выбору курсов и тренингов. Никто не будет обучать сотрудников ради «галочки», как это нередко бывало прежде - важна будет отдача, которая поможет повысить эффективность не только конкретного работника, но и компании в целом.

По мнению экспертов «Дела», заказчикам необходимо руководствоваться несколькими основными правилами, чтобы их затраты давали отдачу.

Во-первых, стоит обратить внимание на личность тренера, его заслуги и достижения, наличие у него реального опыта в тех областях, в которых он проводит тренинги. Понятно, что если бизнес-тренер просто «читает тренинг», отдача будет минимальной. «Тренинг - это продукт, который должен решать определенные задачи, - говорит М. Поклонский. - Заказчикам всегда нужно задавать себе вопрос: что я хочу получить в итоге?»

Во-вторых, важен опыт и репутация самой бизнес-школы или образовательного центра, о которых можно заранее узнать, изучив отзывы клиентов. С учетом кризиса, важно отметить, что, компаниям с «большим стажем» проще адаптировать свои программы под новые условия работы.

«Если брать корпоративный формат обучения, нужно четко понимать, насколько компании в целом и бизнес- тренеры в отдельности готовы кастомизировать программы под запросы клиента, - говорит Александр Паньков, управляющий партнер, генеральный директор консалтинговой группы «Здесь и сейчас». - Сегодня многие понимают, что делать это нужно, и даже демонстрируют готовность. Но на практике оказывается, что уровень кастомизации слабый».

В-третьих, бизнес-школа должна предложить некую уникальную идею, оригинальный продукт, который значительно отличается от предложений конкурентов. При этом, по словам экспертов, не стоит вестись на «красивые названия» и «модные» темы, которые не решают насущные проблемы предприятия.

В-четвертых, чтобы образование было эффективным, важна степень мотивации обучаемого. Если у сотрудника отсутствует конкретная цель обучения, даже самый харизматичный тренер не сможет дать ему необходимые навыки.

В-пятых, отдача от обучения возможна лишь в том случае, если полученные знания, сразу же используются для решения конкретных задач.

При этом важно, чтобы и компания была готова принять его предложения об изменениях.

«Для многих компаний, особенно «стареющих», все, что представляет собой возможность - это уже проблема, - говорит Наталья Макаева. - Ты пришел с новой идеей, значит, ты создаешь определенную проблему комфортному существованию организации. И обученный сотрудник начинает «выгорать», понимая, что его знания никому не нужны». Эффективное обучение должно быть встроено в систему управленческих изменений, направленных на определенный результат. А для этого, по словам И. Лыскович, заказчиком должен быть управленец, который экономически отвечает за закупку программ обучения: решена бизнес-задача, есть рост производительности труда после обучения. Тогда и некачественные продукты бизнес-образования исчезнут с рынка: их просто никто не будет покупать.

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?

Безусловно, самым известным форматом бизнес-образования в Беларуси, как и во всем мире, являются программы МВА (Master of Business Administration). У нас они представлены программой WISA магистерского уровня (Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ), Executive MBA (Бизнес-школа ИПМ), дистанционным MBA General в City Business School, Smart MBA (БИЗ-НЕС-ШКОЛА XXI ВЕК-КОНСАЛТ), а также программой, созданной по принципам МВА, но в сокращенном варианте: мини-MBA (консалтинговая группа «Здесь и Сейчас», бизнес- школа EMAS). У каждой такой программы своя специфика, которую надо учитывать, чтобы максимально эффективно использовать все ее возможности и ресурсы.

MBA В БГУ - это магистратура по специальности «Бизнес-администрирование». Она предназначена в первую очередь для руководителей среднего звена и специалистов, нацеленных на повышение своих управленческих компетенций и развитие карьеры. Обучение длится около двух лет. Executive MBA (EMBA) - программа для топ-менеджеров и собственников компаний, имеющих опыт управленческой работы не менее 7-10 лет и желающих перейти на новый профессиональный уровень. Продолжительность обучения - полтора года. Smart MBA - программа для руководителей высшего звена и собственников бизнеса. Срок обучения - 12 месяцев. Ключевая особенность обучения программ MBA General в City Business School заключается в дистанционном формате изучения материала. Программа предназначена для руководителей с опытом работы от двух лет. Обучение длится полтора года.

Мини-МВА рассчитана на профессионалов, желающих узнать новые подходы в управлении бизнесом. По своему формату она ближе к годовым управленческим программам европейских бизнес-школ.

Кроме МВА, в бизнес-школах предлагаются тренинги, семинары и консультации, имеющие прикладной характер и ориентированные на решение конкретных задач.

ОБУЧЕНИЕ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Эксперты «Дела» единодушны - в кризис нет смысла экономить на знаниях, и приводят ряд аргументов в пользу этого мнения.

Во-первых, в условиях экономической нестабильности образование - пожалуй, единственный беспроигрышный инвестиционный проект, приносящий дивиденды в перспективе. Ведь первое требование в кризис - это эффективность. «Сейчас выживут только эффективные бизнесы А эффективность  подразумевает наличие у компаний высоких компетенций, - говорит А. Паньков. - Именно по этой причине к сокращению затрат на персонал нужно подходить очень осторожно, чтобы не уничтожить компетенции, которые формировались годами».

Во-вторых, не стоит забывать и о мировых экономических тенденциях. Сейчас информация меняется настолько быстро, что стоит пропустить 1-2 года без дополнительного обучения - и специалист или управленец уже «за бортом» жизни и бизнеса.

В-третьих, именно дополнительное образование во время кризиса становится тем «маячком надежды», который вселяет веру в завтрашний день и, конечно, повышает уровень лояльности сотрудников к компании, что приводит к большей эффективности и результативности их работы.

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

По самым благоприятным прогнозам экспертов «Дела», рынок бизнес-образования в этом году упадет на 30-40%. Особенно сложно придется компаниям, которые не смогут адаптировать свои образовательные программы под нужды конкретного заказчика. Стабильно будут востребованы программы личностного развития, потому что в кризисных ситуациях частные лица начинают инвестировать в себя. Кроме того, по словам А. Панькова, рынок развернется в сторону корпоративных тренингов, хотя и сборный формат будет пользоваться спросом.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Александр ПАНЬКОВ, управляющий партнер, генеральный директор консалтинговой группы «Здесь и сейчас»

Я не раз обращал внимание на то, что сегодня жизненно важно учить и развивать руководителей среднего звена. От их профессионализма, качества управления, компетентности будет во многом зависеть, как компании отреагируют на новые реалии, на изменения. Если есть такая возможность, то лучше заниматься обучением сотрудников в корпоративном формате, «затачивать» команду под стоящие перед компанией задачи. Что касается программ, то сейчас необходимо выбирать их точечно, - с прицелом на те, которые позволят нарастить эффективность и результативность в ближайшие год-полтора.

Источник: Журнал "Дело"
вернуться к публикациям
Комментарии (0)
ещё комментарии
Войти как

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ