+375 (17) 217-00-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83

Семья и бизнес — кто кого на самом деле питает и почему?

13.04.17г.
Рубрика: Бизнес-образование, Новости компании Направление: Стратегия, Реорганизация Авторы: Алексей Капуста

Пожалуйста, закройте эту статью, если вы верите, что сможете руководить компаний вечно. Пожалуйста, не продолжайте чтение, если вы не доверяете собственным детям и думаете, что лучше вы однажды продадите компанию и “отведете душу”. Ни при каких обстоятельствах не читайте, если вы считаете семью в бизнесе фактором проблем и дестабилизации.

Спасибо. 

Теперь, когда мы остались в “кругу своих” давайте поговорим начистоту.

Повестка дня предельно понятна:

- Постепенно уйти от текучки, не теряя контроль за своим детищем — компанией.

- Правильно выбрать наследников и схему передачи бизнеса.

- Уже сегодня, когда в бизнесе работают самые разные родственники, сделать компанию ядром притяжения и сплочения для семьи, а не предметом для споров, зависти и склок.

Если ввести первую проблему в поисковую строку Google, вы найдете не одну тысячу советчиков и консультантов, обещающих помочь вам уйти от текучки. Признаюсь, сразу, я один из них. Одна из сильных сторон Института Адизеса, где я работаю, состоит в построении такой схемы управления компанией, чтобы владелец мог себе позволить делать ровно то, что ему нравится и хочется, а не то, чего требует от него ненасытная обезьяна по имени “Бизнес”.

Поэтому этот пункт пока пропустим, если будет интересно, вернемся к нему в следующих статьях.

Для решения задачи номер 2 всемогущий Google может предложить только заморских специалистов, а задачу номер 3 он вообще понимает с трудом, выдавая подозрительный микс психологов и ворожек.

Тем интереснее поговорить о роли семьи в бизнесе.

Существуют тысячи исследований на тему отличий семейных компаний от “условно публичных”.

Общие выводы такие:

  • Семейные более консервативны.
  • Больше думают о долгосрочном.
  • Больше заботятся о сотрудниках.
  • В конце-концов более устойчивы.

Самый интересный вопрос — почему?

Сейчас в среде бизнес-консультантов и СЕО очень модно цитировать фразу, которую приписывают Портеру, “Культура ест стратегию на завтрак”.

Если отойти от махрового бизнес-сленга, то идея проста: какой бы сильной не была ваша стратегия, если она не поддержана внутренней корпоративной культурой — грош ей цена. Шансы быть реализованной ничтожны.

Получается мы конкурируем не дешевым капиталом, не скоростью, не эффективностью, не дисциплиной и уж точно не стратегией.

Мы конкурируем культурой.

Потому что все, по большому счету можно скопировать или купить, ну, в конце концов, украсть.

Взять яркую идею у конкурента, трансформировать, “залить” в хорошо отстроенную машину эффективных бизнес процессов, подобранную дорогими хед-хантерами команду и … добиться преимущества.

То, что не скопируешь и не купишь — это культуру.

Но при чем здесь семья? — спросите вы.

Все очень просто — “донором” сильной культуры на протяжении всей жизни компании выступает именно семья.

Основатель, безусловно, идеолог. У него в голове бурлят все эти идеи, благодаря которым, в конце-концов, компания идет вперед.

Но даже ему, с его графитовым внутренним стержнем, нужна подпитка. Иначе он выдохнется, рано или поздно.

Семья для него — бесконечный источник эмоциональной, а, следовательно, интеллектуальной подпитки.

И это не все.

Родственники и особенно второе поколение (мы говорим о молодых бизнесах) являются идеологическими амбасадорами семьи внутри компании. Они как апостолы, простите за высокопарность сравнения, несут идеологию в массы. Зачастую соблюдение буквы и духа для них даже важнее чем для основателя, он ведь смотрит на ситуацию “я тебя породил, я тебя и убью”, а они ведут себя руководствуясь “он это придумал, нам нужно сберечь/развить”.

Эта идеология, формализированная или нет, по сути и является первоисточником корпоративной культуры, той, которая “ест стратегию на завтрак”. Той, которая сделала IKEA, BMW, Wall Mart и множество других действительно великими компаниями.

Вам кажется, что я приукрасил ситуацию?

И да, и нет.

Все это правда, но есть одно … одно “если”.

Если семья, говоря языком Адизеса “интегрирована”. Если ее члены воспринимают различия друг друга как силу, а не как слабость.

Задачка нетривиальная, согласны?

Если вам интересно, в следующих заметках я расскажу как использовать инструменты Адизеса для упрочения семейного ядра, которое может сделать вашу компанию непобедимой. 

 

вернуться к публикациям
Комментарии (0)
Войти как

Автор публикации

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ