Практически, наверно, не существует руководителей, которые не мучились бы над вопросами. Главный вопрос: с чего начинать?
Основные вопросы, которые волнуют каждого руководителя:
С чего тогда начинать?
Самый главный момент – это создание технологии разработки и внедрения системы стимулирования.
Технология разработки и внедрения системы стимулирования.
1. Определить цели стимулирования для организации и для сотрудника.
Ответьте себе на главный вопрос: «Что даст эта система стимулирования? Что изменится в компании? Важно ли это для сотрудника?»
Пример:
Одна из белорусских компаний обратилась с запросом разработать систему мотивации цель которой «Увеличение объемов продаж». Когда консультанты уточнили проблему, выяснилось, что главная цель это стимулировать продажи новых изделий, где рентабельность превышала в 3-4 раза изделий, которые продавались давно. После этого система стимулирования была привязана к 4 категориям товаров, с разной рентабельностью. Максимально продавец получал при продаже товаров 4-ой категории (система повышающих коэффициентов).
2. Выбрать показатели стимулирования (премирования) – желательно опираться на количественные критерии.
Пример:
3. Выбрать вознаграждения, которые будут действенными.
Пример:
Руководитель компании за удачную командную работу решил премировать всех одинаково в размере 20 у.е. (в белорусских рублях). Для тех у кого зарплата была невысокая, премия была хорошим стимулом, а для тех у кого премия составила 1/20 от зарплаты данное премирование вызвало недовольную ухмылку и скорее стало демотивирующим фактором.
4. Установить соответствие размеров премий (вознаграждений) и достижений по показателям стимулирования.
5. Провести расчеты на критических и типичных примерах. Определить, нет ли зашкаливаний в показателях, насколько корректны получившиеся цифры.
6. Внести корректировки.
7. Необходимо определить форму документов и регламент информационного обеспечения системы стимулирования. Помните, что лучшая система стимулирования – это та, которая прозрачна и достаточно проста. Каждый сотрудник должен точно знать систему стимулирования.
8. Оформить положение о премировании.
9. Сообщить всем сотрудникам как будет работа система, установить «правила игры», убедиться в том, что они приняты, а также заранее оговорить условия прекращения действия системы.
Пример: Руководитель одной компании почувствовал, что ситуация на рынке ухудшилась и прибыль начала падать. Было принято решение изменить систему стимулирования, которая автоматически снижала доход персонала. Кроме этого руководитель посчитал, что ждать нового месяца незачем и объявил 30 числа, что отработанный месяц будет премироваться по-новому. Результат из 27 человек 14 написали заявление об уходе.
В заключении хочется отметить, что разработка системы мотивации требует серьезного квалифицированного подхода и не стоит на этом экономить деньги
Управляющий партнер, бизнес-тренер Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас», автор блога по стратегии 8kstrategy.com, соавтор книги «Лабиринты стратегии 8К»
подробнее