В процессе своей консультационной практики иногда приходилось сталкиваться с таким управленческим феноменом, как «попытка изменить радикально ситуацию, ничего не изменив». Внешне такой руководитель может выглядеть как ярый сторонник изменений. Он четко и аргументировано анализирует проблемное поле компании, он вдохновляет команду на поиск решений, может даже инициировать такие серьезные проекты, как разработка новой стратегии компании и реструктуризация. При этом не исключено, что для получения гарантированного качества результата в сжатые сроки он готов прибегнуть к услугам консультантов
Однако... когда плоды упорного, часто ночного труда команды начинают уже приобретать вполне четкие очертания, и надо принимать самое главное управленческое решение – «внедрять» в повседневную жизнь организации новые бизнес-процессы, новую структуру, новую систему мотивации и т.д. – такой руководитель начинает искать причины, почему это сделать невозможно.
Наиболее типичные причины выглядят следующим образом:
Мне приходилось видеть лица сотрудников компании, когда руководитель приглашал меня для помощи в разработке очередного проекта. Меня поражала такая апатия, скепсис и уверенность, что все равно ничего не изменится. Однако, узнав, что это уже 3-4 заход на решение данного вопроса, скепсис становится понятен.
Не все руководители осознают, что цена не внедренного проекта – это не только нерешенная вовремя проблема, это еще и серьезные сложности в решении аналогичных проблем в будущем, так как в организации поселяется скепсис по отношению к начинаниям руководства.
Что же на самом деле заставляет резко жать на тормоза, когда поезд организационных изменений уже на полном ходу?
Думаю, что это избегание кризиса. Страх, что ситуация выходит из-под контроля, страх не справится с ней. Между тем, природа изменений такова, что они по своей сути вызывают кризисы, создают новые проблемы, решая которые, организация развивается, растет, переходит на следующий этап жизненного цикла. Попытки избежать изменений, затягивая их, похожи на поведение страуса, закапывающего голову в песок. Попытка оттянуть кризис вместо того, чтобы возглавить его и помочь организации с ним эффективно справится, лишь усугубляет проблемы, что ведет к разрушению организма. Задача руководителя – обеспечивать изменения, сохраняя при этом целостность системы.
По мнению Ицхака Адизеса: «Если вы не берете на себя ответственность за разрушение системы так, как вы этого хотите, и за последующую ее интеграцию в соответствии с более совершенной схемой, то система разрушится сама по себе с гораздо более худшими последствиями».
Выход: осознать неизбежность изменений, набраться мужества и взять на себя ответственность за судьбу своей организации.
Обратиться за разработкой новой бизнес-модели вы можете в нашу компанию.
Соучредитель группы компаний "Здесь и Сейчас", директор ООО «Адизес Менеджмент Консалтинг» (офис Института Адизеса в Беларуси)
подробнее