+375 (17) 217-00-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83

Меньше работать - большего добиваться

15.03.16г.
Рубрика: Новости компании, Бизнес-образование Направление: Менеджмент

Западный бизнес эффективен, прежде всего, благодаря своей технологичности, а на постсоветском пространстве компании добиваются результатов, преимущественно ориентируясь на потребности клиентов. Можно ли отечественному бизнесу перенимать опыт западных стран, не потеряв своих традиционных заказчиков? Об этом «Делу» рассказал президент Балтийской ассоциации развития менеджмента (BMDA), декан Adizes Graduate School (США), доктор Виргиниюс Кундротас. 

 

«Дело»: Доктор Кундротас, Вы много ездите по всему миру, обща­етесь с представителями бизнеса разных стран. Чем, на ваш взгляд, отличается проблематика бизнеса в западных странах и на постсовет­ском пространстве?

Виргиниюс Кундротас: То, что отличает проблематику сегодняш­него дня, – с каждым днем возрас­тающая комплексность задач и уве­личивающаяся скорость принятия решений. Так сложилось, что наши руководители привыкли принимать решения в одиночку. Но сегодня, каким бы продвинутым ни был человек, ему сложно оценить и «объ­ять» все то, что происходит вокруг. Поэтому для принятия взвешенных решений нужна команда – люди с разными взглядами на ситуацию, которые умеют договариваться, бы­стро, совместными усилиями прини­мать правильные решения. И далее – воплощать эти решения в жизнь. Принятие решений в быстро меняю­щемся мире и их реализация – глав­ная задача, которая стоит сегодня перед бизнесом и в странах Запада, и на постсоветском пространстве.

Говоря о различиях, уместно вспомнить теорию жизненного цик­ла организации. Понимание, на ка­ком этапе находится организация, дает нам представление о тех зада­чах, которые необходимо решать. Часто управленцы, имея успешный опыт применения определенных методов в одной компании, пользу­ются ими, приступая к работе в дру­гой организации. В этом есть смысл, если организации находятся на од­ном этапе развития. Но методы, при­менимые в стареющей организации, не дают положительного результата в молодой компании. И наоборот. Организация – это система, которая в зависимости от возраста ведет себя определенным образом. И эти зако­ны надо понимать, чтобы избежать ошибок.

Но вернемся к различиям. На За­паде многие крупные организации относятся к стареющему типу. Это значит, что все системы там четко работают, все контролируется, эф­фективность – достаточно высокая. Но такие организации становятся менее клиентоориентированными. Они сосредоточены на выполнении отлаженных годами процессов и в меньшей степени – на генерации но­вых идей по поводу того, что нужно клиенту сейчас и что понадобится в будущем. Большинство организа­ций Восточной и Центральной Евро­пы – растущие. И у них другая про­блематика: фокус на клиента здесь как раз больше, но есть проблемы с эффективностью. В этом регионе люди работают напряженнее, они перегружены, потому что системы еще только формируются. Поэто­му задачи перед бизнесом в разных регионах стоят разные. На Западе – увеличивать продуктивность и результативность на долгосрочную перспективу, то есть искать новые идеи с ориентацией на клиента. На постсоветском пространстве – уве­личивать эффективность, внедрять процессы, системы контроля каче­ства и т.п.

«Д»: Что Вы посоветуете бело­русским компаниям, которые хо­тят воспользоваться опытом запад­ных коллег?

В.К.: Что всегда могут перенимать молодые организации у более опыт­ных, так это – процессы. В первую очередь, конечно, управленческие, потом – технологические и т.д. Но при этом важно сохранить фокус на клиента. Иногда мы настолько ув­лекаемся идеей, чтобы все работало слаженно, что начинаем относиться к процессу как к чему-то незыбле­мому. Для молодых организаций это особенно опасно. Объясню, по­чему. На Западе у многих компа­ний – сильный бренд, наработанная клиентура, и небрежное отношение к клиенту, конечно, принесет вред, но не сразу. Для молодых компаний такая небрежность может обернуть­ся быстрой гибелью: у них нет точек опоры в виде бренда и преданных клиентов. Лидер и его команда долж­ны быть готовы, если понадобится, сложившийся процесс изменить.

«Д»: В начале разговора Вы обо­значили один из трендов совре­менного менеджмента – растущую скорость изменений. Какие еще актуальные тренды Вы бы выде­лили?

В.К.: В последнее время много говорят о лидерстве в бизнесе, и это действительно важно. Но, по моим наблюдениям, в самых успешных организациях уже поняли: лидер, каким бы хорошим он ни был, все равно ничего не сделает без коман­ды! Это понимание сформирова­лось давно, но сейчас оно особенно актуально. В молодой организации лидер зачастую принимает решения единолично – он меньше интересу­ется мнением других, а просто ука­зывает, куда и как идти. При «созре­вании» бизнеса системы начинают работать по-другому, и лидерский стиль необходимо менять – учиться делегировать, работать в команде. Конечно, делегировать – это не зна­чит бросить кому-то ключи от ма­шины и сказать: «Рули!». Нужно и дальше управлять, но по-другому: разрешать людям принимать ре­шения и отвечать за них. Лидеры, привыкшие принимать решения единолично, не умеют делегировать по одной простой причине – они бо­ятся потерять контроль. И сегодня, как я чувствую, это важный тренд: трансформация лидерства, делегирование без потери контроля, разви­тие команд.

«Д»: Какие инструменты и тех­нологии Вы посоветуете исполь­зовать белорусским организациям, чтобы повысить свою эффектив­ность?

В.К.: Как раз о современных тех­нологиях, необходимых бизнесу в эпоху перемен, пойдет речь на кон­ференции, которую 20-22 апреля проведет в Минске Балтийская ас­социация развития менеджмента, которую я возглавляю. Организато­рами с белорусской стороны высту­пают две крупные бизнес-школы, члены ассоциации – «Здесь и Сей­час» и ИПМ. Мы разбили програм­му одного из дней, посвященного технологиям, на 4 блока – по видам инструментария. Первый блок – это инструменты, которые дают возмож­ность управленцам лучше понимать клиентов, не выпускать их из своего фокуса. Конкретно речь пойдет о разных CRM-системах, помогающих найти клиента, мониторить его по­требности и помнить о них, поддер­живать контакт с клиентом. Наша главная задача – донести до клиента то, что мы хотим рассказать, на том языке, на котором он нас услышит и поймет. Это – и правильная настрой­ка маркетинговой системы, и много других нюансов.

Второй блок инструментов ориен­тирован на выстраивание процессов. Например, у Института Адизеса есть программный продукт, который по­зволяет руководителю оперативно отслеживать, как реализуется то или иное решение, как работает каждое из подразделений. С производствен­ными компаниями мы поделимся опытом внедрения и использования подходов бережливого производ­ства*. Все эти технологии нацелены на то, чтобы заметно увеличить эф­фективность организации.

Третий блок – инструменты, по­могающие создать в организации культуру, в которой сотрудники могли бы создавать, генерировать креативные идеи. Ярким примером такой организации является Google. Но как обычно происходит в боль­шинстве компаний? Руководитель созывает подчиненных в кабинет, рассаживает и дает задание быстро придумать что-нибудь креативное. Но так ничего не добьешься – если не выстроить процессы, можно кри­чать, топать ногами, но никакого креатива не будет. Чтобы выйти за пределы ограничений, помочь раз­уму раскрепоститься, нужны спе­циальные условия. И, наконец, четвертый блок: методы, инструменты, подходы, направленные на развитие команд. Таким образом, я бы посо­ветовал управленцам сегодня сосре­доточиться на инструментах, ориен­тированных на такие понятия, как клиенты, процессы, корпоративная культура, команда.

Я уверен, что во время конфе­ренции абсолютно все участни­ки найдут для себя что-то новое в управлении – в виде знаний, инсай­тов, новых взглядов и идей. Заранее трудно сказать, что это будет, пото­му что конференция – интерактив­ная. Кроме того, будут установлены новые контакты между представите­лями бизнеса, бизнес-школ и других обучающих организаций. И также сюда приедет много зарубежных участников, которые увидят, как работают белорусские управленцы, как выглядит Минск, а это очень красивый город! Существует много мифов, которые, я думаю, нужно развеивать. Беларусь – интересная страна, которой есть чем поделиться с внешним миром.

*Бережливое производство – кон­цепция управления производствен­ным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устране­нию всех видов потерь.

 

Источник: Журнал "Дело"
вернуться к публикациям
Комментарии (0)
Войти как

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ