+375 (17) 217-00-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83

Как развить эмоциональный интеллект и что такое менеджмент эмоций?

28.09.15г.
Рубрика: Бизнес-образование Направление: Личная эффективность Авторы: Александра Егорушкина

Прочитав название, вы, скорее всего, подумали, что где-то ошибка. Что за менеджмент эмо­ций, о чем вообще идет речь? А речь - об эмоциональном интеллекте, его важности и значимости в карьере менеджера. И чем выше уровень менеджера, чем ответственнее и значимее решения он принимает - тем необходимее для него развитие эмоционального интеллекта.

Многие вещи в нашей жизни, если не все, напрямую связаны с эмоциями. Каждое решение, которое мы принимаем, проходит оценку нашим эмоциональным интеллектом на предмет того, насколько оно нам нравится, соответствует ли это решение нашим ценностям. Случалось ли вам принимать решение (пусть это будет решение X), руководствуясь рациональными аргументами, но при этом чувствовать, что вас прямо коробит и выворачивает от этого решения? Это ваш эмоциональный интеллект говорит вам: не надо это делать. И в конце концов вы принимаете другое решение или просто не реализуете решение X.

Итак, что такое эмоциональный интеллект?

Это способность правильно распознавать эмоции, т.е. считывать несущуюся в них информацию, управлять эмоциями, а также использовать их в различных ситуациях.

Возможно, вы подумаете: хорошо, с эмоциями все понятно, но причем тут менеджмент?

Так уж сложилось, что наши эмоции влияют на эффективность нашей работы. Попробуйте проверить отчет вашего сотрудника, находясь в состоянии восторга, или разработать новый продукт, испытывая грусть или печаль. Конечно, в зависимости от вашей силы воли вы как-то да справитесь с этой задачей, но вот результат будет не столь хорошим, каким мог бы быть. И достигнут он будет ценой намного большего времени. Поэтому эмоциями можно и нужно управлять.

Это не значит пытаться не испытывать их. Это значит —  научиться вызывать в себе эмоции под решение определенной задачи или, наоборот, снижать или переводить ту эмоцию, которая в конкретный момент мешает, в другую.

ПРИВЕДУ ПРИМЕР, зачем руководителю эмоциональный интеллект и насколько он важен

Приходя на работу в гневе и демонстрируя этот гнев вашим сотрудникам, вы зарождаете в них различные эмоции — страх, гнев, удивление и т.п.

И что происходит дальше? Через некоторое время вы успокоитесь: вы же знаете причину своего гнева, значит, вы с ним справитесь. А сотрудники?

Тот, который испытал страх, скорее все­го, пошел «прятаться». Его энергия будет сконцентрирована не на работе, а на том, как бы ни попасться вам на глаза. Вполне вероятно, что даже если произойдет что-то, требующее вашего немедленного вмешатель­ства, этот запуганный сотрудник предпочтет промолчать. Он будет бояться, что ваш гнев вы направите на него. А еще он будет пло­дить страх в остальных, рассказывая слегка приукрашенные истории о том, как грозно вы сегодня появились, и советуя вам под ру­ку сегодня не попадаться. И, конечно, отло­жить какие-то решения до завтра. Так себе мотивация.

Что может произойти с тем сотрудни­ком, который в ответ на ваш гнев тоже на­чал испытывать гнев? Здесь события могут развиваться по-разному. Не исключено, что он начнет быстрее выполнять свою рабо­ту, как бы выплескивая эту эмоцию на нее. Но он также может глубоко погрузиться в эмоцию гнева и вместо того, чтобы рабо­тать, мысленно подкармливать ее, вспоми­ная в своем мозгу все ваши последние обидные коммента­рии, критику и т.п. И да, он будет пытаться плодить среди остальных сотрудников гнев, показывая вас с негативной стороны. Почему? Он не знает причин вашего гнева и, вероятнее всего, примет его на свой счет. И в качестве защитной реакции у него воз­никнет свой гнев, направленный на вас.

Человек, который удивится, веро­ятнее всего, будет искать причины того, что же вас так разозлило. И заниматься этим он будет в то самое время, кото­рое мог бы посвятить работе. Результат, собственно, тот же, что и в предыдущих двух случаях, — отсутствие результата. Кроме того, удивленный сотрудник будет отвлекать всех остальных, собирая сплет­ни и задавая всем и каждому вопрос ти­па: «Ты не знаешь, что это у нас с боссом сегодня?» И многие тоже начнут гадать, а действительно, что такое случилось? Его мышление будет сконцентрировано на вас, а не на его работе.

На мой взгляд, этого примера вполне достаточно, чтобы продемонстрировать, насколько важно для руководителя уметь управлять своими эмоциями.

К сожалению, на сегодняшний день немногие руководители в нашей стране осознают, насколько важно развивать эмоциональный интеллект и какие ресурсы в нем заложены. Хотя опыт ряда международных компаний свидетельствует о том, что через развитие эмоционального интеллекта сотрудников можно сделать компанию гораздо более успешной и эффективной.

Приведу несколько примеров.

Члены совета директоров транснациональной консалтинговой компании оценивались по 20 компетенциям, из которых 17 являлись компетенциями эмоционального интеллекта. Те из директоров, кто получил результат выше среднего по девяти и более компетенциям, принесли компании за год на 1,2 млн долл. дохода больше, чем остальные, - на 139%.

American Express была первой компанией, запустившей программу обучения эмоциональной компетентности. После прохождения этой программы практически 90% сотрудников повысили эффективность своей работы.

Итак, какие выводы мы можем сделать?

Во-первых, хотим мы того или нет, наши эмоции влияют на нас и на наше окружение.

Во-вторых, если мы заинтересованы в том, чтобы повысить не только свою эффективность, но и эффективность наших сотрудников, нам необходимо развивать свой эмоциональный интеллект.

КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?

Конечно, начать стоит с анализа — это поможет научиться распознавать эмоции и их причины. Такой анализ можно делать в любой удобной форме. Один из эффективных способов - на протяжении какого-то времени вести дневник эмоций, с определен­ной периодичностью записывая в нем эмо­цию и причину, которая ее вызвала. Это можно делать хотя бы в течение недели, каждые 2 ч (по будильнику) фиксируя свое эмоциональное состояние. И в конце каждого дня необходимо потратить около 10 мин, чтобы проанализировать свои эмоции, понять, что их вызывало, как уда­лось с ними справиться и как эмоции повлияли на результаты сегодняшнего дня. Через какое-то время сформируется навык, и можно будет перестать писать. В данном случае мы развиваем умение понимать эмоции.

Что делать, чтобы управление эмоциями стало неотъемлемой частью жизни? 

Для начала нужно проанализировать, какие эмоции в большей степени помогают вам справиться с той или иной задачей. А дальше  учиться вызывать в себе именно те эмоции, кото­рые сейчас необходимы. Этот процесс можно раз­бить на два этапа:

Первым делом нужно устранить ту эмо­цию, которую вы испытываете сейчас. Сделать это можно с помощью двух базовых инструмен­тов: либо устранить (изменить) причину, выз­вавшую эти эмоции, либо принять эту причину, сказав себе: «Хорошо, меня это разозлило, но сей­час я не могу ничего изменить, я вернусь к этому позже, я принимаю ситуацию такой, какая она есть».

И далее нужно настроить себя на необхо­димую эмоцию. Здесь может сработать, напри­мер, воспоминание, в котором вы испытываете эту эмоцию. Важно прочувствовать это воспо­минание, погрузиться в него. Можно использо­вать инструмент так называемой «морковки». Предположим, вам предстоит сделать какой-то отчет — это скучная работа, которая вам не нра­вится. Перед тем как приступать, подумайте о той работе, которую вам нравится делать, представь­те эмоцию, которую вы испытываете, когда дела­ете эту любимую работу. И приступайте к отче­ту, как бы оставляя впереди небольшой просвет для этой любимой работы. Идеально, конечно, планировать рабочее время так, чтобы она дейст­вительно стояла за отчетом. Это будет дополни­тельно подстегивать вас.

Я привела примеры простых инструментов, которые можно использовать самостоятельно. О других способах управления собственными эмо­циями можно прочитать в книгах, благо что ли­тературы на эту тему великое множество. Кроме того, никто не отменял специальных тренингов, которые позволяют прокачивать эмоциональный интеллект как мышцу, направляя и показывая, как именно она должна работать. В тренингах есть ряд преимуществ. Если тренинг правильно продуман, то он позволяет существенно быстрее, чем в обычной жизни, попробовать разные ин­струменты управления эмоциями. Кроме того, на тренинге вы можете получить обратную связь о том, что у вас получается или не получается. Ведь в реальной жизни, особенно руководителю с высоким статусом, получить такую обратную связь практически невозможно.

Если говорить об управлении эмоциональ­ным состоянием других людей, очень важно понять, что это происходит за счет управления собственными эмоциями. Подумайте, как на вас влияет эмоциональное состояние коллеги, кото­рый приходит на рабочую встречу? Если он зол и взвинчен, это передается всем собравшимся. И, скорее всего, конструктивное решение будет най­ти очень трудно. Что с этим делать? Подумайте, с какой эмоцией должен прийти к вам на встре­чу человек, чтобы та или иная задача была ре­шена. И попробуйте перед встречей настроиться на эту эмоцию - тем самым вы сможете вызвать ее и в своем собеседнике.

И в заключение - один важный момент. 

Развитие эмоционального интеллекта требует постоянной практики. Нельзя сегодня управлять эмоциями, потом полгода ничего не делать и рассчитывать, что навык сохранится. Эмоциональный интеллект - это как мышца, которую необходимо постоянно держать в форме. 

Источник: Журнал "Генеральный директор"
вернуться к публикациям
Комментарии (0)
Войти как

Автор публикации

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ