+375 (17) 323-66-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83

Контрольные отчеты как инструмент управления оборотными активами

25.07.11г.
Рубрика: Бизнес-образование, Консалтинг Направление: Финансы Авторы: Кирилл Линник

Управление оборотными активами один из важнейших инструментов управлением бизнеса в целом. В данной статье пойдет речь о том, как белорусские и российские компании, используя контрольные отчеты, принимают эффективные решения в области управления оборотными активами.

Важнейшими составляющими оборотных активов являются товары/готовая продукция, запасы сырья и материалов, незавершенное производство, дебиторская задолженность и денежные средства.

Для эффективного контроля оборачиваемости товарных запасов наиболее часто используют отчет следующей формы:

Данный отчет мы рекомендуем составлять как минимум еженедельно для принятия более оперативных решений. Также интересно просматривать данный отчет по накопительной с начала учетного периода (года, квартала, месяца).

Средний уровень запасов обычно оценивают как среднее арифметическое между остатками на начало периода и наконец. Во избежание ошибок и погрешностей мы рекомендуем рассчитывать этот показатель как среднее арифметическое между остатками на каждый день периода, так как этот показатель более точен и зачастую кардинально меняет картину. На практике нередки случаи, когда подобный показатель рассчитывается только ежемесячно, а запасы исторически могут снижаться к началу месяца (для более эффективного проведения инвентаризаций) и искажения будут постоянны и существенны.

Понятно, что средний уровень запасов и объемы отгрузки должны быть в сопоставимых ценах. С учетом того, что разным клиентам компании зачастую предлагают различные скидки, то использование в качестве сопоставимых отпускных цен крайне затруднительно. Мы рекомендуем использовать в качестве сопоставимых цены последней партии.

Показатель «Оборачиваемость нормативная» чаще всего определяют из статистики предыдущих периодов. Мы рекомендуем использовать показатели, рассчитываемые исходя из составленного компанией бюджетов (бюджетов закупки и продаж). Если компания не составляет таких бюджетов, то может использоваться исторически сложившиеся показатели либо средние фактические показатели, рассчитанные в разрезе групп. Любое отклонение от норматива в подобном отчете служит хорошим оперативным сигналом для управленцев.

Дополняющим в данной ситуации является отчет о неликвидах. Как правило, имеет следующий вид:

Каждая компания рано или поздно начинает использовать подобный отчет. Наиболее важным здесь является определить, что такое «неликвид». Это не обязательно товар, потерявший товарный вид либо с истекшим сроком годности. Это может быть товар проблемный к реализации: его мало (меньше, чем размер минимальной партии) либо он специфический (например, у продавцов автозапчастей это запчасти на редкую модель автомобилей).

Основным недостатком данных отчетов является то, что мы видим негативное последствие, но не видим причину: упал платежеспособный спрос; цены слишком высоки; у нас не было товара на складе, когда его запросили? Для ответа на данные вопросы мы рекомендуем использовать отчет об упущенных продажах, имеющий следующую форму:

Во многих компаниях не считают упущенную выручку по причине того, что часто не фиксируется в учетных системах первоначальная заявка клиента, а только уже согласованная со складом заявка на отгрузку. Вместе с тем организация подобного учета достаточно проста: можно на общем серверном пространстве в MSExcelзавести файл формы, аналогичной вышеуказанному отчету, куда продавцы будут сбрасывать подобную информацию. С моей точки зрения, подобная информация является одной из важнейших для организации эффективной логистики.

Также эффективным не только с точки зрения контроля эффективного использования дебиторской задолженности является отчет об отношениях с клиентами. Отчет, как правило, имеет следующую форму:

Как мы видим, мы рассчитываем и анализируем оборачиваемость не только в разрезе клиентов, но и продавцов, взаимодействующих с совокупностью клиентов. Соответственно, мы можем оценить как эффективность взаимодействия с клиентами, так и эффективность отдельных продавцов. Данный отчет будет интересен как еженедельно, так и по накопительной с начала периода (месяца, квартала и года).

Средний уровень дебиторской задолженности так же, как и средний уровень запасов, рекомендуется рассчитывать как среднее арифметическое между уровнем дебиторской задолженности на каждый день.

В качестве нормативной оборачиваемости чаще всего принимают среднюю фактическую оборачиваемость в целом по компании. Если компания составляет соответствующие бюджеты, то нормативную оборачиваемость дебиторской задолженности можно определить из них.

Показатель «Доля просроченной дебиторской задолженности в текущем объеме дебиторской задолженности» является своеобразным показателем эффективности установленных отношений с клиентом. Нормативом этого показателя, с моей точки зрения, должен быть 0. Если этот показатель больше 0, то это очень важный сигнал.

Данные отчеты являются достаточно простыми и вместе с тем информативными и эффективными в процессе принятия управленческих решений. С моей точки зрения, данные контрольные отчеты могут стать основой для эффективного управления оборотными средствами. Эту систему целесообразно адаптировать и развивать под специфику компании. 

Источник: Журнал "Финансовый директор"
вернуться к публикациям
Комментарии (0)
ещё комментарии
Войти как

Автор публикации

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ