Магазин, как и любой общественный объект, живет по своим законам и правилам, которые прописывают его руководство. В идеальном случае это «прописывание» происходит в соответствии с пожеланиями и потребностями клиентов. Когда во внутреннюю гармонию торгового объекта врывается некто со стороны, некто с необходимый, но способный перевернуть с ног на голову установленный порядок, внести нотки дискомфорта для покупателей - порядок рушится!
Как заставить мерчандайзеров работать по законам вашего магазина – обсуждаем в этой материале.
Мерчандайзинг — новое направление в маркетинге, которое в последнее время стало популярным среди производителей, дистрибьюторов и розничных продавцов.
Термин Мерчандайзинг произошел от английского слова Merchandaising — что в переводе означает — искусство торговать. Таким образом, мерчандайзинг — это система мероприятий, проводимых в магазине и направленных на то, чтобы покупателю было удобно, приятно и выгодно совершать покупки.
Основные цели, которые преследует мерчандайзинг:
Основные задачи:
На сегодняшний день наиболее остро для розничного оператора стоит вопрос: «Как заставить качественно работать мерчандайзера?».
Прежде чем вести беседу с Поставщиком о предоставлении мерчандайзера в торговую точку, у розничного оператора обязательно должны быть разработаны стандарты работы мерчандайзера.
Стандарт — это правила и законы, которые установлены в магазине. Стандарт мерчандайзинга - корпоративный документ, который разрабатывается и внедряется для поддержания системы мерчандайзинга в компании. Стандарт мерчандайзинга необходим, чтобы:
Также в данном документе должны быть прописаны стандарты оформления мест продаж:
Политика в отношении мерчандайзеров поставщиков:
Важно прописать в данном документе ограничения в полномочиях мерчандайзеров, то, что они не занимаются составлением заказа, документооборотом и т.д., так как все эти функции выполняет торговый представитель.
В процессе переговоров с Поставщиками необходимо обсудить основные требования, предъявляемые к их сотрудникам (мерчандайзерам), которые изложены в ваших стандартах. Также нельзя забывать о том, что просить/требовать посещение мерчандайзерами вашей торговой точки на ежедневной основе нельзя. Предоставление мерчандайзера и его частота посещения магазина зависит от нескольких факторов: площадь торгового объекта, оборот по работе с тем или иным Поставщиком, какую площадь занимает продукция Поставщика в вашей торговой точке и т.д.
Торговый канал | Частота |
Гипермаркеты | ежедневно |
Супермаркеты | 2 раза в недю |
Минимаркеты | 1 раза в нед. |
Дискаунтеры | 2 раза в нед. |
Гастрономы | 1 раза в нед. |
Мелкие магазины | 1 раз в 2 нед. |
Таким образом, только при наличии стандартов можно требовать с собственного персонала и персонала Поставщиков (в том числе и мерчандайзеров) их исполнения. Нет стандартов — нет порядка и ответственности.
По мере изменений в бизнес-процессах вашей компании вносите правки в стандарты — любой стандарт должен отражать действительность, а не быть чем-то застывшим, не подлежащим изменению.
Не забывайте важное правило: стандарты существуют для нас, а не мы для них!