+375 (17) 323-66-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83

Капитальный контроль

21.06.10г.
Рубрика: Бизнес-образование, Консалтинг Направление: Финансы Авторы: Кирилл Линник

Каждое предприятие должно принимать профилактические меры контроля над оборотным капиталом для предотвращения кризиса платежеспособности. «Финансовый директор» предлагает методику определения величины денежных средств, необходимых компании.

Каждой организации необходимо утвердить график планируемых платежей и поступлений как минимум на неделю (лучше всего — на месяц); многие предприятия, отметим, разрабатывают скользящие графики с уточнениями. Благодаря этому можно предвидеть финансовые проблемы, которые могут возникнуть в обозримом будущем, и подготовиться к ним (договориться с кредиторами, к примеру). Для нормального функционирования подобной системы достаточно наличие единых для всех менеджеров компании правил планирования платежей и поступлений и соответствующего файла в MS Excel.

Однако это лишь меры борьбы с последствиями, а не причинами недостатка управления платежеспособностью компании. Ниже речь пойдет о системном управлении оборотными средствами.

Для начала выделим наиболее важные элементы оборотного капитала, которые используют практически все компании. К ним относятся:

  • дебиторская задолженность;
  • запасы сырья, материалов, товаров, готовой продукции;
  • денежные средства.

Регулирование дебиторки

В нынешних рыночных условиях компаниям необходимо управлять объемом и качеством дебиторской задолженности. Регулировать объем дебиторки следует исходя из бюджета, используя следующий принцип: оборачиваемость дебиторки не должна замедляться.

Так, если продажи за предыдущий год составили (условно) 3 000 руб. и средний уровень дебиторки был равен 600 руб. (то есть оборачиваемость дебиторки = 3 000 / 600 = 5 (раз в год)), а продажи на текущий год запланированы на уровне 2 500 руб., то лимит дебиторки должен составлять 2 500 / 5 = 500 руб.

Далее необходимо персонализировать ответственность каждого продавца (как инициатора дебиторки) в этой сумме. К примеру, у организации всего 2 продавца; годовые планы их продаж составляют 1 500 и 1 000 руб. соответственно. Это не значит, что лимит дебиторки по ним будет 1 500 / 5 = 300 руб. (для 1-го продавца) и 1 000 / 5 = 200 руб. (для 2-го продавца) — надо учитывать еще и специфику клиентов, с которыми работают эти продавцы. Например, 1-й продавец может работать с крупными корпоративными клиентами, по которым совокупная оборачиваемость дебиторки меньше. Организация может произвести расчет, и лимиты по продавцам перераспределятся, к примеру, как 380 и 120.

В процессе работы компании, как правило, используют оборачиваемость дебиторки по продавцам как один из основных показателей оценки эффективности их деятельности наряду с продажами, включают этот показатель в систему стимулирования. В ряде организаций продавец физически не может отгрузить товар (система блокирует выписку накладных), если превышен совокупный лимит по дебиторке.

Серьезным вопросом является качество дебиторской задолженности. Понятно, что просроченная дебиторка — это «некачественная» дебиторка. Некоторые компании идут по следующему пути: распределяют своих дебиторов по принципу надежности и еще непросроченную дебиторку делят по группам качества. Средний показатель качества дебиторки является также показателем оценки эффективности деятельности продавцов и влияет на их бонусы.

Регулирование запасов

Перечислим основные меры по регулированию запасов:

  • контроль размеров (исходя из бюджета и оборачиваемости запасов);
  • контроль качества (исходя из сроков нахождения запасов на складах, оборачиваемости отдельных групп и позиций);
  • стимулирование специалистов по закупкам на повышение оборачиваемости и качества запасов.

В нашем «сквозном» примере установим величину совокупных запасов равной 200 руб.

Расчет потребности в деньгах

В условиях постоянно изменяющегося рынка каждая компания должна достаточно точно знать, сколько денег понадобится ей завтра, через неделю, через месяц. Также необходимо понимать, каков должен быть минимум оборотных средств, чтобы понимать, когда и как их пополнять.

В этой связи предлагаем организациям простую и эффективную методику определения величины денежных средств, необходимых компании. В данной методике используются следующие понятия:

  • средний период обращения запасов (Тоз);
  • средний период погашения дебиторской задолженности (Тпдз);
  • средний период погашения кредиторской задолженности (Тпкз);
  • финансовый цикл (ФЦ);
  • среднемесячные полные платежи компании (СПП).

Средний период обращения запасов (Тоз) рассчитывается как отношение среднего уровня запасов (товаров) к поступившему сырью (товарам).

Например, если среднемесячный уровень запасов предприятия составляет 200 руб., а поступило за месяц на 100 руб. Соответственно, Тоз = 200 / 100 = 2 (месяца). Если мы берем годовые уровни поступления и среднегодовой запас (к примеру, 1 500 руб. и 250 руб.), то Тоз = 250 / 1 500 = 0,1666 года или 0,1666 × 12 = 2 месяца. Рекомендуется рассчитывать как среднемесячные показатели, так и годовые, поскольку даже в компаниях с невыраженной явно сезонностью продаж может иметь место ярко выраженная сезонность закупок.

Средний период погашения дебиторской задолженности (Тпдз) рассчитывается как отношение среднего уровня дебиторской задолженности к поступлениям от дебиторов.

Например, среднемесячный уровень дебиторки составляет 500 руб., поступления за месяц от покупателей — 200 руб. Соответственно, Тпдз = 500 / 200 = 2,5 (месяца). Также рекомендуется рассчитывать и годовые показатели, ведь большинство предприятий обладают ярко выраженной сезонностью.

Средний период погашения кредиторской задолженности (Тпкз) рассчитывается как отношение среднего уровня кредиторской задолженности к платежам поставщикам (кредиторам). Например, среднемесячный уровень кредиторки составляет 900 руб., оплаты за месяц поставщикам составили 300 руб. Соответственно, Тпкз = 900 / 300 = 3 (месяца). Также рекомендуется рассчитывать и годовые показатели по вышеназванным причинам.

Величина среднемесячных полных платежей компании (СПП) определяется как разница между полной выручкой компании (до вычета оборотных налогов) и чистой прибылью компании (после выполнения всех обязательств, в том числе и по кредитам, процентам, инвестициям и т.п.). Этот показатель рекомендуется рассчитывать либо как среднемесячный за предыдущий год, либо исходя из бюджета (если на рынке происходят серьезные изменения, касающиеся существенных изменений объемов выручки компании).

Если взять данные из приведенных выше примеров, то финансовый цикл компании рассчитывается следующим образом:

ФЦ = Тоз + Тпдз – Тпкз = 2 + 2,5 – 3 = 1,5 (месяца).

Если, к примеру, среднемесячные полные платежи предприятия составили 1 000 руб., то потребность в денежных средствах составляет 1,5 месяца × 1 000 руб./месяц = 1 500 руб. Опять же, если компания обладает ярко выраженной сезонностью, то рекомендуется произвести расчет потребности за каждый месяц прошлого года и «взять» максимальную из получившихся величин.

Совокупное управление оборотными средствами

Означает ли сказанное выше, что на счетах и в кассах организации должен лежать «неприкосновенный запас» в 1 500 руб.?

Одни компании действительно стараются управлять риском наступления кризиса платежеспособности, создавая подобный резерв и выводя его на депозиты в банках.

Другие компании исходят из величины совокупной оборотки: суммарный лимит дебиторки, запасов и денежных средств не должен опускаться ниже определенной величины. В нашем примере это 500 руб. + 200 руб. + 1 500 руб. = 2 200 руб. Соответственно, если из-за всплеска спроса предприятие увеличивает запасы до 500 руб. и дебиторка выростает до 1 000 руб., это означает, что оборачиваемость дебиторской задолженности должна будет ускориться из-за всплеска спроса, и организации понадобится всего 700 руб. (2 200 – 500 – 1 000 = 700).

Источник: Журнал "Финансовый директор"
вернуться к публикациям
Комментарии (0)
ещё комментарии
Войти как

Автор публикации

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ