+375 (17) 217-00-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83

Как оценить эффективность компании

19.03.12г.
Рубрика: Бизнес-образование, Консалтинг Направление: Финансы Авторы: Кирилл Линник

Очень часто я слышу термин «эффективность» от собственников и менеджеров. Давайте для начала разберемся, что имеют в виду под этим термином. Чаще всего, суть этого термина можно выразить следующей формулой: Эффективность = Результат – Минимальные затраты, где под результатом имеется ввиду конкретный, качественный, своевременный результат. 

Как оценить эффективность работы компании с финансовой точки зрения? Задавая этот вопрос менеджерам различных компаний, я обычно предваряю его следующим вопросом: «Что хочет любой собственник от своего бизнеса в первую очередь?» Часто слышу ответ «прибыль» или «рост стоимости бизнеса», что звучит для меня достаточно странно. Ведь собственник вкладывает в бизнес деньги и, соответственно, ждет деньги в ответ. Поэтому показатель номер 1 для собственника - денежный поток, который генерирует бизнес.

Возникает закономерный вопрос: «А зачем тогда считать прибыль?» Прибыль – это мера эффективности бизнеса, где выручка – результат, при котором затраты должны быть минимальными. Именно показатель чистой прибыли после уплаты налогов и прочих обязательств из прибыли (не EBITDA!) является индикатором, позволяющим собственнику с уверенностью изымать дивиденды из бизнеса. Почему не положительный денежный поток, а именно чистая прибыль? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим отчет о движении денежных средств косвенным методом.

Любой собственник рано или поздно задает два вопроса: «Где деньги?» и «Кто виноват?» Ответ на первый вопрос можно предоставить собственнику в виде отчета о движении денежных средств косвенным методом. Сокращенная формула этого отчета выглядит следующим образом:

ДП = ЧП + А + ∆АП, где

ДП – денежный поток, определяемый как разница между остатками на счетах и в кассах компании на конец периода и на начало;
ЧП – чистая прибыль;
А – начисленная за период амортизация;
∆АП – изменения по всем активам и пассивам компании за период (за исключением денежных активов, накопленной прибыли и амортизации.

Любой собственник мечтает о том, чтобы ДП = ЧП + А. Но это редко случается. Основная причина – временной разрыв. Примеров масса: при исчислении чистой прибыли выручка, как правило, определяется по факту отгрузки, деньги мы получим следующем периоде, таким образом у нас вырастает актив «дебиторская задолженность» и т.д. Кстати, в этой ситуации ответ на вопрос собственника «Почему прибыль есть, а денег нет?» очевиден – деньги у наших дебиторов.

Отчет о движении денежных средств косвенным методом составляется из баланса (поскольку там есть вся необходимая информация.

Рост активов за период – это отвлечение денежных средств, рост пассивов (источников) – высвобождение.

Может ли у нас сложиться такая ситуация, что денежный поток является положительным, а прибыли нет? Может. Например, мы можем набрать авансов, не рассчитываться с поставщиками (нарастить задолженность). При этом собственник, ориентируясь только на показатель «денежный поток», изымет дивиденды. И в следующем периоде столкнется с тем, что эти дивиденды придется вернуть или кредитоваться на стороне, т.к. с поставщиками надо рассчитываться, а авансы отработать.

Именно поэтому показатель чистой прибыли после уплаты налогов и прочих обязательств из прибыли является индикатором, позволяющим собственнику с уверенностью изымать дивиденды из бизнеса.

Если компания заработала 100 долларов прибыли за год, это много или мало? В абсолютном выражении – мало, а в относительном? Если собственник вложил в компанию 1 доллар и на каждый вложенный доллар он будет получать 100, то это много, это высокодоходный бизнес. Поэтому при оценке финансовых результатов деятельности компании кроме абсолютных показателей прибыли и денежного потока всегда добавляют относительный показатель - доходность.

Есть разные способы определения доходности бизнеса. С моей точки зрения, наиболее адекватным является расчет показателя ROI (Return on Investment). ROI определяется как отношение суммы чистой прибыли и уплаченных за привлекаемый капитал процентов к стоимости среднего совокупного капитала за период.

Почему этот показатель рассчитывается именно так? Нам важно определить именно доходность бизнеса, не искажая результаты тем, что мы привлекаем капитал либо целиком работаем на собственных источниках. Поэтому мы рассчитываем ROI так, как будто мы целиком используем собственный капитал, и таким образом понимаем, что собственнику выгоднее – реинвестировать в собственный бизнес (при высокой доходности) либо изымать дивиденды для инвестиции их в более доходные виды бизнеса.

Показатель рентабельность собственного капитала (Return on Equity, ROE), рассчитываемый как отношение чистой прибыли к среднему собственному капиталу, является (с моей точки зрения) недостаточно объективным. Ведь собственник может использовать полностью привлеченный капитал и зарабатывать чистую прибыль, показатель ROE при этом будет стремиться к бесконечности и не давать нам ответа на вопрос «Стоит ли реинвестировать в бизнес?».

Еще один очень интересный показатель эффективности – рентабельность продаж, определяемый, как отношение чистой прибыли к выручке. Смысл этого показателя можно интерпретировать графически:

Клиенты стремятся у нас подешевле купить, поставщики – подороже нам продать, расходы «съедают» часть нашей выручки. Соответственно, чем успешнее мы взаимодействуем с клиентами, поставщиками (то есть успешны на рынке) и умеем работать с расходами, тем больше нам остается чистой прибыли. Естественно, что этот показатель имеет смысл в динамике, он должен расти.

В чистом виде для оценки финансовой эффективности на рынке в чистом виде рассчитывают показатель рентабельности продаж по валовому доходу, который рассчитывается как доля валового дохода (выручка – прямые расходы на поставщиков) в выручке.

Как вы можете видеть, показатели достаточно простые, и вместе с тем более глубокое понимание этих показателей помогает оценить реальную эффективность компании, не только видеть, но и понимать собственникам, что происходит с их бизнесом.

Источник: Журнал "Финансовый директор"
вернуться к публикациям
Комментарии (0)
Войти как

Автор публикации

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ