+375 (17) 217-00-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83
  • Дети и деньги. Почему мы платим им за оценки в школе, а они спускают семейные накопления

Дети и деньги. Почему мы платим им за оценки в школе, а они спускают семейные накопления

15.08.16г.
Рубрика: Бизнес-образование, Консалтинг Направление: Финансы Авторы: Егор Егорушкин

Душевные, добрые, толерантные, красивые — белорусы могут описывать себя любыми хорошими словами. Но в этом ряду никогда не будет определения «финансово грамотные». До сих пор в нашей морали где-то неглубоко сидит что-то лениво-пассивное и бормочет: деньги — зло, это аморально и недостойно для стремления. Поэтому детей, которым по генетически закодированным законам нужно передавать все лучшее, мы и не учим обращению с деньгами. «Платить ребенку за хорошие оценки? Отличная идея!» Вместе с финансовым консультантом консалтинговой группы «Здесь и Сейчас» onliner.by обсуждает, почему на самом деле это не так.

Егор Егорушкин, партнер консалтинговой группы «Здесь и Сейчас», отвечает за направление «Финансы» и обучение по этой теме. За три года прошел карьерный путь от бухгалтера до финансового директора подразделения одного из крупнейших холдингов Беларуси.

«Это ключевая ошибка многих родителей — ждать, пока ребенок сможет самостоятельно тратить деньги»

— Искусство обращения с деньгами — это умение распределять ограниченные ресурсы на неограниченные потребности. В один вечер можно сделать одно дело — поехать в парк или купаться. Но дети всегда отвечают: сначала в парк, потом купаться. Сделанный выбор свидетельствует о том, что в ребенке начинается взрослая жизнь.

Неважно, 500 рублей у тебя зарплата или 500 тысяч, — их нужно учиться распределять, потому что желаний и потребностей всегда больше.

— Когда детей надо подпускать к деньгам?

— Моему сыну четыре с половиной года. Что такое деньги, гипотетически он знает. У него некоторое время назад даже была фишка: он обо всем спрашивал «Сколько стоит?». При этом я пока далек от мысли учить его обращаться с деньгами. Это ключевая ошибка многих родителей — ждать, пока ребенок сможет самостоятельно тратить деньги. Давайте вспомним, что деньги — это всего лишь нарезанная бумага или кусок пластика. Ценность имеет лишь то, что за деньги можно купить. Даже у самого маленького ребенка существуют ценности, обращаться с которыми его можно учить: сладости, игрушки, развлечения и так далее.

У нас был опыт, когда мы поехали в отпуск и договорились с сыном: один день — одна шоколадная конфета. Когда я дал первую, он съел сразу, на второй день было то же самое. На третий день ребенок просек, что конфета на сегодня одна, и попросил сначала подержать в руках. Вернул, а съел чуть позже.

— В юном возрасте смогли бы вы рассмотреть будущего финансиста, транжиру или инвестора?

— Не уверен, поскольку еще слишком много факторов не успели оказать влияние. Хотя, если на протяжении двух лет выдаваемые карманные деньги уходят сквозь пальцы, скорее всего, это сохранится и в будущем. Здесь уже время задуматься и что-то предпринимать. А вот если ребенок начинает одалживать друзьям деньги под проценты — вот это уже интересно. Хотя с человеческой точки зрения звучит вроде и не очень.

«Ребенок должен понимать, почему и зачем нужно хорошо учиться. Плата за оценки — это плохой путь»

— Что думаете по поводу размера и необходимости карманных денег для детей?

— В Германии вопрос карманных денег решен на законодательном уровне: родители должны давать ребенку от 50 центов до €25 (в зависимости от возраста) в неделю. Это сделано, чтобы дети с малых лет учились распоряжаться деньгами. Это правильно, потому что алгоритм обычно одинаковый: первый и второй раз дети спускают все. Потом они учатся, и некоторые даже умудряются скопить на приставку.

— В нашей постсоветской культуре принято не давать деньги, а учить зарабатывать. На реальную работу отправлять жалко, да и бутылки уже не собирают. Поэтому многие нашли выход — плата за оценки.

— Для этого не нужно ждать школы. Я и своему сыну могу сказать: уберешь комнату — получишь конфету. Но никогда так не делаю. Порядок — отдельно, деньги и конфеты — отдельно. Придется потратить намного больше времени, долго и нудно объясняя, почему в комнате должен быть порядок. Но мне кажется, что в будущем это потраченное время окупится.

Так и в школе — ребенок должен понимать, почему и зачем нужно хорошо учиться. Плата за оценки — это плохой путь. По нему мы приходим к взрослому, который говорит: «Вы нам недоплачиваете — мы вам недорабатываем».

На самом деле работать всегда нужно хорошо. Если плохо платят — ищи другое место. Но привязывать качество работы к зарплате — это бред.

— Сейчас в Минске параллельно идут два судебных процесса. На одном обсуждают, как дети плохо потратили (заработали) миллионы долларов, на другом — тысячи. Эмоции везде одинаковые. Думаете, детям с точки зрения их собственного будущего важно, в какой семье воспитываться — богатой или бедной?

— Я не вижу разницы. Здесь вопрос не того, сколько есть денег, а того, как ты их тратишь. Я сам вырос в девяностые годы. Отец — ученый, мама — инженер. Соответственно, денег не было вообще. При этом я учился в хорошей школе, потому что это было бесплатно. Рядом сидели дети бизнесменов — конечно, я завидовал, но каких-то особых проблем с этим не было. Как говорится, в этом возрасте девушки любят за другое. Во всяком случае, в мое время так было.

Если кто-то при доходе в 100 рублей проигрывает тысячу, а кто-то при доходе в 100 тысяч — миллион, то это примерно одна и та же проблема.

Сейчас я не достиг с финансовой точки зрения ситуации «всегда на все хватает». Но в какой-то момент я понял, что никогда и не достигну ее. Первая получка была $100 — не хватало на билет в кино с подругой. Потом зарплата выросла, но стало не хватать на путешествия, выросла снова — перестало хватать на машину и квартиру. Потому яхта, самолет, космос… Понимаете? Это бесконечная история.

Детей нужно ограничивать и учить делать выбор. Для них есть куча вещей, которые вообще ничего не стоят. Ребенок легко поменяет любую материальную ценность на купание в озере.

Да, у богатых больше возможностей, но в целом проблемы и радости везде одинаковы.

— Вероятно, скоро появится новая проблема — как передать детям нажитое. В Беларуси нет прослойки бизнесменов-стариков, сколотивших состояние 50 лет назад. Но время идет, дети подрастают и появляются на ведущих ролях в компаниях отцов. Или не появляются: есть принципиальные родители, которые считают что их бизнес — слишком большая и тяжелая ноша для детей, пусть самостоятельно берут на себя столько, сколько потянут.

— Вариантов на самом деле много, но это правда: как передавать и в каком объеме — новая и отдельная тема. Лично я пока не знаю в Беларуси примеров передачи бизнеса от отцов к детям. Но в мире такое есть — значит, это нормально. Часто детям дают «игрушечный бизнес», чтобы потренировались. Потеряет — не жалко, а научится — будет толковый наследник.

— Вы говорите, что семейный бюджет ничем не отличается от бюджета компании. Дети в таком случае — это что? Инвестиции? С чего начать управление семейным бюджетом?

— Наверное, инвестиции — чтобы в старости было кому стакан воды подать. На самом деле первый шаг всегда будет один: начните записывать, куда и сколько вы тратите. Уверяю, будет множество сюрпризов. Когда я начал вести строгий учет своих расходов, у меня просто волосы дыбом встали, во что в месяц выливаются несколько незаметных чашек кофе каждый день в кафе. За пару месяцев свою кофейню можно было бы открыть. Теперь стараюсь пить кофе только дома или на работе. Это еще во многих случаях и вкуснее.

Второй простой и обязательный принцип — ходить в магазин только со списком покупок.

«Нельзя лишать ребенка чуда, когда ты проснулся, а на подушке что-то лежит»

— А ребенок на ваши списки как смотрит? Хитрые мерчандайзеры ведь все кладут невысоко, чтобы можно было крепко схватить игрушку.

— Вот вы сейчас спросили — и я задумался… Да, была такая проблема, но теперь исчезла. При этом принцип тот же: во-первых, мы перед походом в магазин договариваемся, что именно купим ему. Максимум, что допускается, — это замена условного «киндера» на условный «чупа-чупс». Если же в магазине глазки загораются от какой-нибудь игрушки, то я, даже если могу купить ее сразу, говорю ребенку о том, что нужно немного подождать, пока я заработаю деньги.

На самом деле я не абсолютно всегда поступаю так бездушно, как здесь описано. Нужно пытаться найти правильный баланс. Нельзя лишать ребенка чуда, когда ты проснулся, а на подушке что-то лежит. С другой стороны, путь, когда в корзинку летит абсолютно все, на что указывает пухлый детский палец, на мой взгляд, тупиковый.

Одна моя знакомая постоянно рассказывала детям, как долго и сложно ей приходится зарабатывать деньги, но дети выросли и тратят их не глядя. Вторая же моя знакомая, наоборот, никогда не говорила о деньгах, но ребенок в какой-то момент сам начал спрашивать: «А можем ли мы это себе позволить?»

В воспитании нет «золотых» рецептов. Одни и те же действия могут привести к разным последствиям.

Источник: www.onliner.by
вернуться к публикациям
Комментарии (0)
Войти как

Автор публикации

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ