+375 (17) 217-00-62
+375 (29) 644-15-77
+375 (29) 215-94-83

Чему мы можем научиться у семейных компаний?

08.11.16г.
Рубрика: Бизнес-образование, Новости компании Направление: Стратегия

Некоторое время назад Harvard Business Review, который в принципе не так часто пишет на эти темы, опубликовал статью 2-х консультантов Boston Consulting Group и профессора бизнес-школы HEC из Парижа под заголовком “Чему мы можем научиться у семейных компаний?”

Авторы начинают с напоминания, что семейный бизнес — это не только традиционные “мама-папа-шоп”, озабоченные только тем, кому бы передать бизнес по наследству, но вполне себе немаленькийе Walmart, Tata Group, Porsche и Samsung. Среди всех компаний, уровень выручки которых превосходит $1 млрд., 30% — семейные компании. 

Здравый смысл подсказывает, что семейные компании в гораздо большей степени, чем публичные, ориентированы на долгосрочные результаты. Однако этого вывода авторам показалось мало, и они решили провести исследование, чтобы дать ответ на вопрос — что же делает семейные компании другими, не похожими на остальные? 

Один из первых выводов, к которому пришли исследователи может нас порадовать: семейные компании раскрывают свой потенциал в период экономической нестабильности или кризисов, тогда как в “обычные” времена они отстают от своих “несемейных” коллег. 

Почему? Семейные компании традиционно направляют свой фокус больше на устойчивость, чем на краткосрочную эффективность. 

Как же они это делают? Авторы нашли 7 отличий: 

1.   Они бережливы как в хорошие, так и в плохие времена. “Самые легкие деньги, которые можно заработать — это непотраченные” — говорят они. 

2. Они крайне осторожны с капвложениями. Простой принцип — не тратить больше чем зарабатываешь кажется основанным на здравом смысле, но далеко не всегда применим к руководителям публичных компаний. Такая консервативность во вложениях обуславливает потерю каких-то возможностей для быстрого заработка, но опять же делает их более устойчивыми. 

3. У них малая долговая нагрузка. Малая долговая нагрузка означает больше пространства для маневра и меньшая появления “несемейного инвестора”. Средняя долговая нагрузка на капитал в семейных компаниях не превышала 37% против 47% у публичных. 

4. Они поглощают реже и интересуются в основном небольшими компаниями. В целом они тратят на поглощение до 2% от годовой выручки, что в 2 раза меньше, чем у других компаниях, предпочитая органическую форму развития. Интересно, что несклонность к поглощениям объясняется не столько финансовыми, сколько интеграционным рисками — семейные компании очень берегут свою культуру и, естественно, остерегаются шагов, которы ее потенциально могут размыть. 

5. Семейные компании сильно диверсифицированы — таких 46% компаний, попавших в исследование. Диверсификация для многих — органичный путь защиты семейного капитала. 

6. Они более международны. В среднем 49% выручки семейных компаний поступает из-за рубежа. При этом выход на зарубежные рынки происходит также в достаточно консервативной манере. 

7. Они лучше удерживают таланты. Процент текучки в семейных компаниях — 9% (против 11% у других). Способы, которыми они это достигают — сильная корпоративная культура, сохранение рабочего места в кризисные времена, продвижение изнутри, большие затраты на обучение (885 евро в год на сотрудника против 336 евро у несемейных). 

Подводя итоги своего исследования, авторы утверждают, что стратегия, направленная на достижение устойчивости, а не на максимализацию результата, может быть весьма востребованной в мире, в котором один кризис сменяет другой все более и более часто.  

Источник: facebook.com
вернуться к публикациям
Комментарии (0)
Войти как

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ