Консультанты
Руководитель исследовательского проекта «Аналитический обзор рынка... подробнее
Оценка персонала поможет ответить на эти вопросы. Это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Этот инструмент не имеет самостоятельного значения, в отличие от других функций HR-менеджмента (кадровое делопроизводство, компенсация и стимулирование труда и пр.), и является лишь инструментом решения управленческих задач.
Суть процесса оценки – в диалоге между работником и компанией, во взаимном обмене информацией. Руководитель доводит до сведения работника обоснованное мнение о его деятельности. Работник, в свою очередь, может поделиться планами и устремлениями, мнением об условиях работы, изложить свою оценку собственной работы.
Однако многие руководители не слишком отчетливо понимают цели и возможности этого инструмента управления. Нередко оценку персонала проводят, чтобы «встряхнуть» застоявшихся сотрудников, или, что еще хуже, для избавления от неугодных работников.
Если организация не в состоянии четко и ясно сформулировать, что необходимо получить «на выходе», то возможны негативные последствия управленческих инициатив, когда вместо эффективности компания получает еще большее сопротивление работников.
Оценка персонала используется для решения следующих задач: 1. Аудит трудовых ресурсов (не путать с аудитом кадрового делопроизводства). Периодически проводимый анализ состояния персонала организации с целью наведения порядка в количественном и качественном составе. Периодическая оценка трудовых ресурсов компании необходима, чтобы не допустить ситуации, когда количество ненужных сотрудников растет, а ценные работники уходят. Цель оценки – выяснение необходимости и целесообразности: изменения оплаты труда, повышения квалификации, проведения кадровых перестановок, корректировки численного состава компании. 2. Мотивирование персонала. Многие работники страдают от отсутствия внимания к себе, не получают обратной связи (кроме замечаний), не видят перспектив. Работнику важно понимать, чего именно ждет от него компания, при каких условиях он получит вознаграждение, есть ли у него возможности роста в компании. Цель оценки – поддержание у сотрудников чувства справедливости и повышение трудовой мотивации, организация обратной связи с сотрудниками о качестве их работы. 3. Создание кадрового резерва выдвижения. При росте компании надежнее и дешевле выращивать кадры в собственном коллективе, чем искать вовне, рискуя ошибиться. Ориентация на создание внутреннего рынка труда мотивирует сотрудников, демонстрируя им возможности карьерного роста в своей компании. Цель оценки – выявить потенциал (уровень подготовки) для выполнения новых функций, снизить риск выдвижения некомпетентных сотрудников. 4. Определение потребности в повышении квалификации персонала. Необходимость возникает в связи с внедрением новых технологий, повышением требований к личностным и профессиональным качествам специалистов, особенно работающих в системах «человек - человек» и «человек – специальная техника». Цель оценки – выяснить, насколько сотрудники готовы к решению новых задач, работе в новых условиях; определить затраты; разработать программы развития персонала. 5. Понижение и/или сокращение персонала. Как правило, это происходит при перепрофилировании компании, приобретении ее новыми владельцами или из-за экономического кризиса. Цель оценки – определить, за счет кого следует проводить понижение/сокращение, чтобы оставить наиболее эффективных сотрудников. В ходе оценки руководитель получает по работнику информацию не только по фактам «сделал/не сделал», но и по его планам, трудностям, с которыми он сталкивается. А работник лучше понимает, как результаты его деятельности воспринимаются. И в случае предложения покинуть компанию негативных эмоций и их транслирования вовне будет меньше. Процедура оценки персонала должна сопровождаться квалифицированными специалистами. Это позволит исключить риски субъективности и неточности в проведении этой процедуры, а также получить от нее наибольший эффект. Часто при проведении процедуры оценки персонала собственными силами делаются такие типичные ошибки, как:
I. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА 1-й этап «Анализ документов компании, относящихся к процедуре оценки» Например, существующее положение об аттестации, оргструктура, должностные инструкции, ключевые показатели работы. 2-й этап «Разработка модели компетенций компании» Разработка корпоративных и управленческих компетенций, а также профилей компетенций (с поведенческими индикаторами) для ключевых должностей в компании. 3-й этап «Определение методологии процедуры оценки» 4-й этап «Разработка документов, регламентирующих проведение оценки персонала, и передача технологии ответственным за данный процесс сотрудникам компании» Положение об оценке персонала в компании, оценочные формы, инструкции для руководителей и сотрудников (подробные рекомендации по проведению процедуры оценки); обучающие семинары для сотрудников, задействованных в оценке. 5-й этап «Внедрение в компании процедуры оценки персонала» Сторонняя экспертная помощь может осуществляться на всех или отдельных этапах в форме консультативной поддержки или непосредственного проведения оценки персонала совместно со службой HR. II. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ТОЧЕЧНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА 1-й этап «Анализ существующих документов компании, относящихся к процессу оценки персонала» 2-й этап «Аудит существующей системы оценки (при наличии)» 3-й этап «Определение методологии процедуры оценки» 4-й этап «Проведение процедуры оценки персонала» 5-й этап «Предоставление отчетности заказчику по итогам оценки персонала» Формы отчетности по итогам проведенной оценки персонала могут быть следующие: РЕЗУЛЬТАТ Правильная разработка системы оценки персонала и проведение по ней мероприятий позволит руководителю: